Сайт Учителя Биологии

Меню
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Урок  “ Отряды и типы развития насекомых.”

7кл.

Тип урока:урок изучения новой темы

Методы и приемы:беседа,фронтальный контроль, выполнение ситуативных заданий,составление кластера,работа с текстом учебника и дополнительной литературой .

Технологии: технология критического мышления.

Форма обучения: групповая работа.

Оборудование: коллекции насекомых, таблицы “Тип Членистоногие. Класс Ракообразные”, “Тип Членистоногие. Класс Паукообразные”, “Тип Членистоногие. Класс Насекомые”, раздаточный материал, натуральные объекты, мультимедийный проектор

 

 

Цель :Знакомство  учащихся с отрядами  насекомых и чертами их приспособленности к среде обитания;

Задачи:

1.Раскрыть особенности  строения и развития  отрядов насекомых в связи приспособленностьи к среде обитания;

2.Систематизировать  и проверить знания учащихся об особенностях строения и процессов жизнедеятельности членистоногих

3.Продолжить умение работать самостоятельно(учебные тексты   , справочники, ресурсы Интернет ) и в  группах;

 

ХОД УРОКА.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Учащиеся класса перед уроком делятся на группы

(желательно в каждой группе были ученики-эксперты)

1.Стадия -Вызова.

Задание 1.Прием “Цепочка ответов”.

Группа ответившая на 5вопросов получает приз(бабочки-1группа)

                     1Какие организмы называют членистоногими?

                      2.Чем питаются?

                     3.Что такое линька?

                     4. Какие классы относятся членистоногим?

                    5.Назовите самый большой класс типа членистоногих?                     

.

 

 ­­­­­­­­­­­­­­­­­­Запись темы урока на доске,сообщение целей урока.

3.Актуализация имеющихся знаний о насекомых .

Приём”Покапаемся в памяти”.

Задание 1(самостоятельная работа)

1 как называется тема сегодняшнего урока ?

2Что вы знаете  о насекомых ?

(работа в группах –получает приз стрекозы-4)

3. А что вы хотите узнать?

 (работа в группах –получает приз жуки-3)

4Для чего вы хотите узнать ?.

(работа в группах –получает приз перепончатокрылые-5)

Задание 2  Работа в группах.пересказывают свои записи

 Задание 3Совместная работа  учащихся.  Работа –экспертов.Отчеты учащихся о результатах работы. Каждый эксперт  не повторяя  ,а дополняя друг друга приводит факты.(На доске составляется опорный конспект. Рисунок  насекомое-тема ,а вокруг в форме лепестков –приведенные факты.)  

4.Сообщения учащихся

Как размножаются насекомые


[Как размножаются насекомые]  Насекомые размножаются  половым путем.У насекомых есть самцы и самки, таким образом, насекомые – раздельнополые обитатели нашей планеты. Как у большинства видов живности, самцы и самки насекомых имеют различия, которые могут выражаться, например, яркой окраской, размерами – самцы чаще всего больше, однако бывают и исключения.

Как размножаются насекомые в природе.
Как все мы знаем, нервная система насекомых – на достаточно высоком, развитом уровне, а совершенные способы передвижения, такие как передвижение по земле с помощью лапок или полет в воздухе с помощью придатков, попросту называемых крыльями, обеспечивают встречу самцов и самок. Особенно прикольно размножаются мухи в полете . Оплодотворение насекомых, как правило внутреннее, когда яйцо оплодотворяется жидкостью самца – сперматозоидами. Но у некоторых видов встречается и наружно-внутреннее. А еще можно выделить случаи, когда развитие насекомого происходит из неоплодотворенного яйца. Это так называемый девственный способ размножения. Ярким примером такого размножения являются, жуки-скосари люцерновые. Чаще всего у них рождаются самки. Так что самцы – извините, только в редких случаях. Да, вот как интересно размножаются насекомые в природе!

Как размножаются насекомые – поведение в брачный период.
Самым интересным моментом размножения насекомых является их брачный период. Особенно сложным он проходит у насекомых, ведущих половой образ жизни, то есть тех, которые размножаются оплодотворением. Вот например, комар-самец из семейства толкунчиков сначала дарит своей избраннице подарочек: сплетает кокон, в который кладет какую-нибудь травинку, соринку или еще что-нибудь. Если его подруга принимает подарок, значит всё, можно спариваться. А процесс спаривания у лесных жужелиц длится вообще 3 часа! Только представьте! Перед этим самец расслабляет самку, дотрагиваясь своими усиками до её усиков.

Как размножаются насекомые – поиск партнера.
Брачный период – это, конечно, очень здорово, но чтобы он наступил, нужно найти друг друга. Разные насекомые ведут поиски совершенно по-разному. Кто-то поет песни-серенады, а кто-то светится, как маленький фонарик, как, например, жучки-светлячки. Некоторые испускают запахи, иногда ароматные (брюквенницы пахнут листьями лимона), а иногда не очень.
Как видим, у насекомых тоже есть свои особенности размножения, но и здесь можно найти общие с животными и птицами черты

 2.Стадия- Осмысление  новой информации

Учитель

Как и все многоклеточные животные, насекомые размножаются половым способом. Самки откладывают оплодотворенные яйца. А вот как происходит дальнейшее развитие яиц? Каким образом из них появляются взрослые особи? ? Какие отряды  типы развития можно встретить в мире насекомых? Какой тип развития более прогрессивен? На эти вопросы мы постараемся ответить на сегодняшнем уроке.

1.Самостоятельная работа с новой информацией.

v-уже знал

+ новая информация

! очень ценная информация

- я думал иначе

? не очень понятно
Насекомые – процветающая группа наземных организмов

Науке на настоящий момент известно около 1 миллиона видов насекомых, Причин огромного видового разнообразия насекомых несколько. Прежде всего, это типично наземные организмы, прекрасно приспособленные к условиям суши. Вся организация насекомых связана с защитой от высыхания и экономией влаги. Эпикутикула, тонкая воскоподобная пленка на поверхности покровов, препятствует испарению воды. Трахейное дыхание в смысле экономии влаги более эффективно, чем легочное, поскольку дыхательные отверстия (дыхальца) очень небольшие по размерам и способны закрываться. Выделительная система, представленная мальпигиевыми сосудами, производит кристаллы мочевой кислоты, связывающие небольшое количество воды. В задней кишке насекомых имеются особые ректальные железы, которые отсасывают воду из формирующихся экскрементов и возвращают ее в полость тела. Яйца многих насекомых тоже хорошо защищены от потери влаги. Таким образом, насекомые прекрасно справляются с одной из главных проблем обитания в наземной среде – защитой от высыхания. .

Среди всех беспозвоночных только насекомые имеют крылья и освоили воздушную среду. На 78 метров полета пчела затрачивает столько же энергии, как на 3 метра "пешком". Способность насекомых к расселению впечатляет. Особенно хорошо известны миграции перелетной саранчи, описанные еще в святых книгах. Саранча легко пересекает Средиземное море, а с кораблей наблюдали стаи летящей саранчи за тысячу километров от берега. Пожалуй, наиболее известна американская мигрирующая бабочка монарх, которая совершает регулярные перелеты из США в Мексику, где зимует, а затем снова возвращается на родину для размножения. Активное или пассивное расселение с помощью крыльев помогает насекомым осваивать новые территории. Крылья являются мощным фактором видообразования, поскольку способствуют возникновению изолированных популяций, например, на островах, которые очень быстро обособляются в самостоятельные виды.

Наличие хитинового наружного скелета насекомых приводит к тому, что их рост сопровождается линьками . Насекомые раздельнополые, большинство из них с хорошо выраженным половым диморфизмом. Половые железы парные, у самцов нередко имеется совокупительный орган. Яйца богаты желтком и откладываются во внешнюю среду. После выхода из яйца развитие организма насекомого происходит с неполным или полным превращением (метаморфозом).

У насекомых с неполным превращением из яиц вылупляются личинки, похожие по внешнему виду на взрослое насекомое, но отличающееся от него меньшими размерами и недоразвитыми крыльями и половой системой. С каждой линькой они становятся все больше похожими на взрослую форму. Напротив, у насекомых с полным превращением развитие идет с последовательной сменой форм, совершенно непохожих одна на другую. Из яйца вылупляется червеобразная личинка (у бабочки она называется гусеницей), которая ползает, много ест, несколько раз линяет и с каждой линькой становится крупнее. В результате последней личиночной линьки образуется куколка, которая не двигается и не питается. Куколки разных отрядов насекомых с полным превращением имеют различное строение, но общим для них является разрушение анатомических структур личинки и использование этого материала для построения органов взрослого насекомого. Регуляция всех стадий метаморфоза происходит при участии специальных гормонов.

У насекомых с полным превращением личинка (гусеница) и взрослая особь различаются не только внешним видом, но и способом и объектами питания. Так, гусеница бабочки капустницы питается листьями, взрослая бабочка сосет цветочный нектар. Кроме того, личинки и взрослые насекомые заселяют разные места обитания. Например, личинка комара живет в пресных водоемах и питается водорослями и простейшими, а взрослый комар (самка) обитает в наземных условиях и сосет кровь человека и других млекопитающих. Благодаря таким различиям в источниках пищи и местах обитания ослабляется внутривидовая конкуренция, что способствует процветанию насекомых. Недаром к насекомым с полным превращением относится более 70% ныне живущих видов.

Итак, насекомые прекрасно приспособлены к наземным условиям и очень полно освоили поверхность суши.

Высокая численность насекомых объясняется их большой плодовитостью и совершенным набором приспособлений для выживания в самых разнообразных условиях. Практически все вещества органического происхождения используются насекомыми в пищу. Поэтому насекомые, как один из самых существенных компонентов в наземных экосистемах выполняют громадную роль в переносе вещества и энергии, утилизируют практически все вещества, поставляемые растениями и животными, и сами служат пищей очень многим позвоночным и беспозвоночным животным. Огромна их роль в почвообразовательном процессе.

Практическое значение насекомых трудно переоценить. Ежегодно 1/5 часть урожая планеты идет на прокорм армии вредителей. Различные кровососы переносят смертельно опасные заболевания и досаждают людям и животным своими укусами.

Однако полезная роль насекомых тоже огромна. Мы не можем получать урожаи многих культур без опылителей..

Насекомые раздельнополые, большинство из них с хорошо выраженным половым диморфизмом. Половые железы парные, у самцов нередко имеется совокупительный орган. Яйца богаты желтком и откладываются во внешнюю среду. После выхода из яйца развитие организма насекомого происходит с неполным или полным превращением (метаморфозом).

У насекомых с неполным превращением из яиц вылупляются личинки, похожие по внешнему виду на взрослое насекомое, но отличающееся от него меньшими размерами и недоразвитыми крыльями и половой системой. С каждой линькой они становятся все больше похожими на взрослую форму. Напротив, у насекомых с полным превращением развитие идет с последовательной сменой форм, совершенно непохожих одна на другую. Из яйца вылупляется червеобразная личинка (у бабочки она называется гусеницей), которая ползает, много ест, несколько раз линяет и с каждой линькой становится крупнее. В результате последней личиночной линьки образуется куколка, которая не двигается и не питается. Куколки разных отрядов насекомых с полным превращением имеют различное строение, но общим для них является разрушение анатомических структур личинки и использование этого материала для построения органов взрослого насекомого. Регуляция всех стадий метаморфоза происходит при участии специальных гормонов.

У насекомых с полным превращением личинка (гусеница) и взрослая особь различаются не только внешним видом, но и способом и объектами питания. Так, гусеница бабочки капустницы питается листьями, взрослая бабочка сосет цветочный нектар. Кроме того, личинки и взрослые насекомые заселяют разные места обитания. Например, личинка комара живет в пресных водоемах и питается водорослями и простейшими, а взрослый комар (самка) обитает в наземных условиях и сосет кровь человека и других млекопитающих. Благодаря таким различиям в источниках пищи и местах обитания ослабляется внутривидовая конкуренция, что способствует процветанию насекомых.

 

 

2 структурная организация информации в памяти.

Задание1 Обсудите  полученные данные.

 Термины: метаморфоз, партеногенез.

Задание2. Сообщения учащихся Теперь рассмотрим  отряды насекомых , их представителей. Какие же  отряды  можно отнести к 1 и ко 2-й группам по типу развития? Учитель: Сейчас мы прослушаем сообщения, которые подготовили ваши одноклассники к уроку. А остальные по ходу рассказа, пользуясь дополнительно учебником, будут заполнять таблицу

Отряды насекомых

1-группа-Чешуекрылые-(бабочки)

2-группа-Прямокрылые 

3-группа-Жесткокрылые

4-группа –стрекозы

5-группа-перепончатокрылые

Все эксперты –групп заполняют таблицу

 

3.Совместная работа учащихся. Систематизация полученных знанний. Входе обсуждения корректируется опорная схема на доске.Вновь полученные знания дописываются вокруг рисунка –гусеницы насекомого.

Информация на слайде.Учитель

После оплодотворения насекомые откладывают яйца. Они могут быть одиночными, а могут образовывать группы. По форме яиц и их расположению ученые способны определить вид насекомого, отложившего яйца Через несколько дней из яиц появляются личинки. Одни из них очень похожи на своих родителей, другие не очень. Проверьте свою наблюдательность – помогите малышам-личинкам найти своих мам.

 

Задание1Работа в группах.

Личинка-имаго

учитель

Как вы думаете, кому из этих личинок легче превратиться во взрослое насекомое? (Ответ: тому, кто больше похож на взрослое насекомое). А тем, кто не похож на “маму” придется потрудиться. Превращение из личинки во взрослое насекомое будет длиннее.

На основании этого всех насекомых можно разделить на две группы: 1 группа – насекомые с неполным превращением, 2 группа – насекомые с полным превращением. Составьте кластер “Типы развития насекомых”

 На доске анимация “Развитие насекомых с неполным превращением” из мультимедийного пособия 1С:Школа. Основы общей биологии. 9 класс. ЗАО “1С”, ИЦ “Вентана-Граф”, 2007.

Какие же стадии проходят в своем развитии насекомые, относящиеся к 1-ой группе?

Запишите в тетради стадии развития насекомого с неполным превращением

 

Давайте еще раз вспомним цикл развития всем нам знакомого кузнечика

Информация на слайде. Сравните его личинку со взрослым насекомым.

- В чем сходство? (среда обитания, образ жизни, внешнее строение)

- В чем различие? (размеры, недоразвитость крыльев, недоразвита половая система)

- На рисунке мы видим разные стадии личинок и если меня не подводит зрение, то размеры личинок разные. Почему? (рост)

Насколько я помню, внешние покровы насекомых, как впрочем, и всех представителей типа Членистоногие, содержат малорастяжимое вещество – хитин.

- Как же происходит рост личинки? (линька).

В зависимости от вида, личинки разных насекомых могут линять от 3 до 30 раз, но в среднем – 5-6 раз.

Когда мы сравнивали взрослое насекомое и личинку кузнечика, мы говорили о сходстве в образе жизни, среде обитания. Даже пища общая.

- Как вы думаете – как скажется такое сходство на их взаимоотношениях? (может возникнуть конкуренция).

Конкуренция это плохо. А можно ли ее избежать? Давайте помечтаем. Вы выросли и стали учеными. Ваша задача – создать насекомое, у которого между личинкой и взрослым насекомым конкуренции не будет. Ваши действия. (Надо создать личинку, которая бы питалась другой пищей и вела другой образ жизни)

- Как это скажется на внешнем и внутреннем строении личинки? (она не будет похожа на взрослое насекомое).

- Как же такая личинка сможет превратиться во взрослую особь? (должна быть переходная стадия).

Природа позаботилась об этом и создала таких насекомых. Какие же стадии развития они проходят в своем развитии?

Давайте посмотрим анимацию “Развитие насекомых с полным превращением” (мультимедийное пособие 1С:Школа. Основы общей биологии. 9 класс. ЗАО “1С”, ИЦ “Вентана-Граф”, 2007).

Задание. Запишите стадии развития насекомых с полным превращением

 

Задание. Возьмите коллекции «Развитие насекомых»Сравните гусеницу и бабочку. Перечислите ротовой аппарат,крылья,форма тела,пища

 

- Когда же происходит процесс трансформации – превращение гусеницы в прекрасную бабочку?

                   Информация на слайде. Разнообразие куколок разных насекомых.

 

- Как обстоит дело с конкуренцией в этом случае? (отсутствует).

Это что же получается? Раз конкуренции нет, значит, количество прожорливых гусениц будет постоянно увеличиваться. Да так они все растения съедят. Я права? (нет, есть насекомые, сдерживающие рост вредителей растений, например, наездники).

Мы с вами знаем, что в природе существует эффект равновесия – больше гусениц, больше животных, которые их уничтожают.

 

 

3.Стадия- Рефлексия, размышления

1.Что нового  и интересного узнали на уроке?

2.Что для вас показалось   сложным ?

3.Как вы справились с трудностями?

Дом.Зад.:закончить таблицу,внести в нее записи о полужесткокрылых,двукрылых,равнокрылых,используя текст учебника

 

 

 

Вход / Выход
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Официальный сайт | Самкина Альфрида Рауиловна © 2024