урок
Тема урока: «Дыхание».
Цель: углубление и закрепление ранее полученных знаний о строении, значении и их функций, заболеваний органов дыхания;
Задачи - установить, что такое дыхание, его значение, этапы дыхания.
- рассмотреть строение органов дыхания, дыхательных путей; установить, каким заболеваниям они подвержены.
-уметь объяснить взаимосвязь строения и функций дыхательных путей, причины и меры профилактики болезней, воздействие курения на дыхательные пути.
Тип урока:
дидактическая: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами критического мышления;
образовательная : организовать изучение новой темы; умение работать в группе, использование элементов Сингапурской методики.
развивающая: продолжить формирование умений работы с текстом;
воспитательная: создать условия для ЗОЖ, бережного отношения к своему здоровью
Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах ,в группах ,в коллективе.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, карточки с заданиями, воздушные шары.
На данном уроке были мною применены следующие структуры ТАЙМД-ПЭА-ШЭА,ФРЕЙЕР,ФИНКРАЙТ-РАУНД, КЛОК БАДДИС, МЭНЭДЖМЭНТ.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение солнца)! А какое у вас настроение? Покажите, какое у вас настроение. Давайте поделимся нашим хорошим настроением.
Поднимите все ладошки,
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять:
и мы скажем: «отлично!»
Продолжайте потирать!
Мой сосед такой хороший- здорово!
Я ему пожму ладоши.
И другой сосед хороший- здорово!
И ему пожму ладоши.
Руки вверх поднять пора и все вместе «здравствуйте»!
Итак, молодцы ребята, у нас прекрасное настроение, всем пожелали «Здоровье» , но говорить нам придется о серьёзных, значимых вещах для нашего здоровья. Мы сегодня на уроке работаем, сидя в группах (бригадах), учимся за
ниматься сообща, сотрудничая и помогая друг другу лучше усваивать учебный материал. Берите лист бумаги, складывайте на 2 части, разглаживайте линию, потом складывайте еще на 2 части и получите 4 карточки.
Я думаю мы с вами поработаем плодотворно ,и за правильные ответы поблагодарим наших друзей.
Представьте ,что у вас на правой руке ТЁРКА ,а на левой СЫР. Трём сыр и скажем «отлично».
1-й этап. ТАЙМД-ПЭА-ШЭА- обучающая структура, в которой два участника делятся развёрнутыми ответами в течение определённого количества времени .
Учитель: Эпиграфом нашего урока служат слова римского поэта Овидия «Пока дышу, надеюсь».
Как вы думаете, могут ли эти слова соответствовать нашей теме? Почему? (Ученики высказывают свое мнение). Это фраза стала эпиграфом к нашему уроку, т.к. дыхание-самая драгоценная и оберегаемая «ниточка» ,от которой зависит наше земное существование.
Ребята, тема нашего урока сегодня:
«Дыхание»
Сегодня на уроке мы с вами будем вспоминать, анализировать, что нам известно об органах дыхания. Для этого нам придется сформировать круг основных вопросов и проблем
Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать ?( Работа на листочках).На каждой половинке листочка запишите вопросы . (что такое дыхание, его значение, дыхательные пути, механизм дыхания, основные заболевания и др.)
2-этап .МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР.
На этот вопрос отвечает тот партнёр который сидит под №1.Все слушают, при необходимости исправляют и добавляют.
Задание1 .Вспомним, что такое дыхание, его значение..
Задание2. Партнёры №2 рассказывают другим о значении дыхания, остальные слушают. Отвечают на данный вопрос партнеры под №3,
Задание3. Органы дыхания(Носовая полость, гортань, трахея, бронхи. лёгкие)Дать определение термину, которым названа группа.(Учащиеся по очереди зачитывают свои ответы)
Задание 4. Болезни органов дыхания, причины, меры профилактики
- Какие заболевания дыхательных путей вам известны? В течений 2минут нужно ответить на заданный вопрос .Один из группы отвечает на поставленный вопрос.
Задание 5Каждый орган дыхательной системы выполняет определенную функцию. Самостоятельная работа.
Группы: «Носовая полость» «Гортань». «Трахея-Бронхи». («Легкие»)
Самостоятельная работа с новой информацией. Изучите текст ,в ходе работы на полях карандашом делайте пометки
v-уже знал
+ новая информация
! очень ценная информация
- я думал иначе
? не очень понятно
Вопросы по группам.
3этап.ФИНК-РАЙТ-РАУНД.
«подумай–запиши–обсуди »-обучающая структура.(Вопросы каждой группе в карточке.)
1 группа – рассмотреть строение и функции носовой полости
2 группа – рассмотреть строение и функции гортани
3 группа – рассмотреть строение и функции трахеи и бронхов
4 группа – рассмотреть строение и функции легких .
Учитель: Внимание, ребята подумайте,апишите и обсудите в группе заданные вопросы .Кто закончит обсуждение поднимает руку.
4этап. ВСТРЕЧА С ПАРТНЁРОМ (Структура КЛОК БАДДИС).
Учитель: Молодцы, вы неплохо справились с этим заданием. Но пришло время взглянуть на часы и посмотреть, с кем мы должны были встретиться в12.00 Берем ваши часы кому назначили встречу на 12.00.часов и идем на встречу под музыку (физминутка) (Каждый ученик смотрит на свой циферблат и ищет своего партнёра ,с которым он должен был встретиться в 12.00)
- Даем друг другу «5» , приветствуем и начинаем работу.
Подумайте .Запишите .Расскажите партнеру.
Отвечают на данный вопрос партнеры под №4, другие все слушают, при необходимости исправляют и добавляют.
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому,
и я пойму.
(древняя китайская мудрость)
Задание6.Решите задачу
Сколько воздуха (м3) расходует на дыхание класс из 15 человек в течение 45 минут урока, если один восьмиклассник делает в среднем 16 вдохов в минуту по 500 см3.
Что такое жизненная емкость легких?
Физкультминутка: 3 попытки
Попытка №1: Одним выдохом нужно заполнить шарик воздухом и сравнить объем шарика с соседними.
Попытка №2: После десяти приседаний повторить попытку №1.
Попытка №3: Не выпустив из шарика ни капли воздуха, нужно проделать несколько физических упражнений:
5.этап Закрепление знаний
Задание7.
Каждая группа получает задания. «Путешествие вместе с воздухом, который попадает в наш организм»
Учитель: Итак ,внимание! Мы отправляемся !Будьте внимательно при путешествии, нас ждёт впереди много необычного.
1.
- Дайте физиологическое обоснование поговорки
«Когда я ем ,я глух и нем».Почему обычно пища не попадает в гортань.(Ребята нащупайте щитовидный хрящ и сделайте глотательное движение Итак ,при глотании хрящ уходит вверх ,а затем снова возвращается на прежнее место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею ,и по нему ,как по мосту ,слюна или пищевой комок движутся в пищевод. )
3. Эти органы называют «виноградным деревом».Нарисуйте это дерево и укажите органы ?трахея –бронхи –бронхиолы-альвеолы
4. Важно помнить – предупрежден – значит защищен. Кроме диагностики заболеваний важно также соблюдать определенные гигиенические правила.(ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ ДЫХАНИЯ:)
6 этап. МЭНЭДЖМЭНТ.
Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель:
- Урок понравился вам?
-Ну как оно?
-«Отлично»
Домашнее задание:
подготовить сообщение -5 тайн дыхания.
Учитель:
Человек – единственное существо на планете, которое способно сознательно управлять своим дыханием. Нам предстоит только воспользоваться тем, что принадлежит нам по праву, работать над собой, прислушаться к опыту предков, использовать уникальную возможность контролировать дыхание, ценить каждый вдох, с любовью провожать каждый выдох, наслаждаясь долгой и счастливой жизнью!
Использованная литература :
1.Богоявленская А.Е.,Активные методы и формы обучения биологии.М.:Просвецение ,2006.
2. Д.В. Колесов «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. -Дрофа, 2010. - 336с;
3.А.Оджимамадова.Элементы Сингапурского метода//Магариф.-2014.-№2.-С. 3-6.
.
|